среда, 7 июля 2010 г.

Фильмы фестиваля "VOICES": Любовь к хулигану

Серж Генсбур – человек-легенда, король эпатажа, поэт, шансонье, режиссер, актер и знаменитый Казанова. Он крутил бурные романы с лучшими женщинами своей эпохи, от Бриджит Бардо до Джейн Биркин, снимал провокационные фильмы и записывал провокационные песни. Конечно, рано или поздно о таком выдающемся персонаже просто обязаны были снять байопик.
 
Фантазия режиссера-дебютанта Жаона Сфара «Генсбур. Любовь хулигана» – грустное признание в любви великому творцу и великому скандалисту. Эта печальная сказка прослеживает все этапы жизненного пути Сержа вплоть до его смерти от сердечного приступа в 1991 году.
Конечно, многим скептикам казалась почти невероятной возможность найти артиста хотя бы вполовину столь харизматичного, как Генсбур. Но режиссер с этой задачей справился весьма успешно. Роль главного хулигана Франции досталась малоизвестному, но очень талантливому актеру Эрику Элмоснино. Надо думать, что после этого фильма он «проснется знаменитым». Образы муз Генсбура воплотили на экране европейские звезды Анна Муглалис (Жюльетт Греко) и Летиция Каста (Бриджит Бардо). Джейн Биркин сыграла молодая актриса Люси Гордон (это была ее последняя работа – за несколько месяцев до премьеры Гордон покончила с собой).
Люсьен Гинсбург появился на свет в семье эмигрантов из Одессы (в ленте роль матери шансонье исполнила россиянка Динара Друкарова). Вот маленький Люсьен спешит в немецкий штаб, получить желтую звезду Давида себе на плечо: «это не моя нашивка, а ваша – вы же хотите, чтоб я ее носил». Тогда он впервые видит своего двойника – огромную, круглую Рожу, обладатель которой настолько эту рожу не любил, что просто надул ее, как воздушный шар, а потом лопнул. Мальчик придумывает сказку, в которой Рожа превратилась в нечто новое – в Месье Ужастика, смолящего сигарету циника-франта, которого обожают все дамы: «Он нравится, как может нравиться Людоед из сказок братьев Гримм – людям нравится его ненавидеть».
Вот все тот же мальчуган очаровывает прелестную натурщицу: «мадмуазель, я рано повзрослел». Вот художник Гинсбург знакомится с очередной красавицей – русской эмигранткой Елизаветой Левицкой, которая проживет с ним девять лет, но так и не сможет понять его ночные разговоры с самим собой, его постоянные творческие метания.
Вот Гинсбург, (а может, это его мрачный двойник?), сжигает все свои картины. Он, наконец, нашел то, с помощью чего сможет унять эту внутреннюю бурю. Музыка. Он возьмет себе новое, звучное имя – Серж Генсбур, он будет кутить с Борисом Вийоном, он будет писать песни для самых прекрасных женщин: Жюльет Греко, Бриджит Бардо, Франс Галь… Он будет влюблен во всех этих женщин, пока не встретит… нет, не единственную, но главную любовь своей жизни – маленькую Джейн Биркин, полудевочку-полудевушку в кукольном платьице, к большим глазам которой так идут слезы.
Джейн и Серж, Серж и Джейн – один из самых красивых и грустных романов, плодом которого стала дочь Шарлотта, звезда современного кинематографа. Je t'aime moi non plus. Скандалы и вдохновение. Марсельеза в стиле регги.

- Месье Генсбур только что побывал на смертном одре. Как он будет восстанавливаться?
- Буду пить еще больше вина и курить еще больше сигарет!

Когда Биркин, не выдержав бурного поведения Сержа, все-таки окончательно ушла от него, жизнь потеряла вкус, цвет, запах. Словно ты и не человек вовсе – так, овощ, кочан капусты. Скрытый под всеми этими капустными листами, Серж Генсбур превратился в своего двойника – того самого Месье Ужастика, которого всем так нравится ненавидеть.
Его и ненавидели: обвиняли в самовлюбленности, вздорности, алчности, даже антисемитизме. Но еще больше обожали: подпевали, рукоплескали, копировали.
Последняя любовь стареющего Генсбура – двадцатилетняя Бамбу, внучка знаменитого маршала фон Паулюса. Она попросила его спасти ей жизнь, он в ответ заявил: «Ты соответствуешь моему чувству прекрасного: ангельская красота и демоническая безнадежность».
Бамбу родила Генсбуру сына, которого назвали в честь отца – Люсьен. Так еврейский мальчишка Люсьен Гинсбург окончательно исчез, перевоплотился, оставив после себя уже не человека – легенду. А легенды, как известно, не умирают, даже если исчезает их телесная оболочка.
Жоан Сфар назвал свою картину фантазией. Действительно, фильм «Любовь хулигана» – это причудливый узор из детских снов, разгульных видений, слухов, страхов, мечтаний. Наверно, современному поколению такие парадоксальные Личности с большой буквы кажутся совершенно невероятными и волшебными. Тем не менее, за эпатажным образом циничного гуляки всегда прятался прежде всего человек, одинокий, сложный и талантливый. Только такой человек и был способен написать самую лучшую песню о любви «Je t'aime moi non plus».

Комментариев нет:

Отправить комментарий