среда, 7 июля 2010 г.

Фильмы фестиваля "VOICES": Признаки "Призрака"


Запертый под домашний арест Роман Полански о том, что некоторым секретам лучше всего оставаться в секрете.


В связи со скандалом вокруг Романа Полански обыватели давно разделились на два лагеря: «освободите Полански» и «под замок преступника». Сам же великий режиссер по-прежнему снимает прекрасные фильмы и получает за них награды, выражая свои мысли по поводу американской системы, как истинный творец, с помощью произведений искусства.
Его новая лента «Призрак» («The Ghost Writer»), показанная вологодским зрителям на месяц раньше выхода в российский прокат на открытии кинофестиваля «VOICES», уже отметилась на Московском международном кинофестивале, а еще ранее – на Берлинале, где получила Серебряного медведя за лучшую режиссуру.
Неприметный «литературный негр» (он же по-английски «ghost writer» – писатель-призрак ) в исполнении Эвана МакГрегора получает возможность поработать над мемуарами бывшего премьер-министра Великобритании Адама Лэнга (Пирс Броснан). Герой пребывает в дом политика, на угрюмый и уединенный остров. Шикарный особняк защищен как крепость – кругом замки, сейфы, сигнализация и крепкие охранники, без которых обитатели дома не могут и шагу ступить
Охранять, между прочим, есть что: у каждого из обитателей в шкафу припрятано не по одному скелету. Министр в молодости актерствовал в студенческом кружке, нервная министерская жена (Оливия Уильямс) – сама в прошлом ярая политическая активистка, а его помощница (Ким Кэтролл) по совместительству – его же любовница. Конечно же, имеется на острове и труп. Труп этот принадлежит предшественнику нашего героя, погибшему при весьма загадочных обстоятельствах.
Политические тайны, двойные агенты, зашифрованные послания – весь этот клубок секретностей и предстоит распутать любопытному писателю, а вместе с ним и нам, зрителям.
Современный кинематограф как-то совершенно безосновательно забросил детективные истории в стиле нуар, с его мрачным антуражем, противоречивыми героями и коварными героинями. «Призрак» в этом плане – настоящая работа мастера, показывающая, что такой жанр, безусловно, по-прежнему актуален и интересен публике.
Наблюдая за безупречной игрой актеров, моментально забываешь, что Эван МакГрегор снялся в сверпопулярных «Мулен Руж» и «Звездных войнах», Пирс Броснан в свое время был Джеймсом Бондом, а Ким Кэтролл всем казалась вечной Самантой из «Секса в большом городе». Англичанка Оливия Уильямс в «Призраке» сыграла одну из лучших своих ролей. Ее Рут Лэнг, настоящая сильная  женщина, резкая, прямая и эмоциональная, с первых минут и покоряет, и отталкивает одновременно. На экране словно видишь не знаменитостей, а простых людей, которые могут жить на соседней улице и по совместительству подрабатывать в ЦРУ на полставки (тут так и тянет вспомнить недавний скандал с русскими шпионами в США).
Роман Полански не в первый раз снимает картину о таинствах, скрытых на страницах манускриптов. Если в его «Девятых вратах» герой Джонни Деппа искал зашифрованный в книгах путь в потусторонний мир, то персонаж Эвана МакГрегора в «Призраке» ищет вполне земную истину. Тем больше пугает трагическая развязка, к которой приводит этот поиск. «Литературный негр» должен быть незаметен и необременителен для своих заказчиков, которые стесняются его, как появления любовницы на великосветской вечеринке. Стоит попробовать копнуть какой-нибудь секрет поглубже – и из писателя-призрака вполне можно стать настоящим призраком. И не останется ни известности, ни почета – только страницы с уже никому не интересной тайной выпорхнут из под колес случайной (или не случайной?) машины, и разлетятся по мостовой.
Неожиданная гибель писателя более чем контрастирует с тщательно спланированной и преданной широкой огласке гибелью премьер-министра. Политик, презираемый страной и унижаемый своими бывшими соратниками, вынужденный скрываться от неминуемого наказания, после смерти становится истинным героем своей нации. И, если осмелиться зайти далеко и сравнить судьбу режиссера Полански с судьбой его персонажа, то кинематографическая метафора выходит очень жуткая. Потому что такое посмертное признание – еще более пугающая вещь, чем ненависть при жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий