воскресенье, 25 июля 2010 г.

Наука сна: "Начало" Кристофера Нолана


Вы когда-нибудь задумывались над тем, насколько реальна ваша реальность? Думали ли вы, что на самом деле живете в своих снах, а все происходящее наяву вам просто привиделось? Казалось ли вам, что вашим сном управляет кто-то посторонний? Вполне возможно, это не паранойя, а последствия проникновения в ваш разум героев нового фильма Кристофера Нолана.



Кристофер Нолан относится к тому счастливому типу режиссеров, которых уважают поклонники артхауса и обожают любители мэйнстрима. Каждый новый фильм вызывает все возрастающую бурю восторгов, а уж главный шедевр Нолана «Темный рыцарь» был до неприличия обласкан и фанатами комиксов, и взыскательными любителями «кино не для всех», и дотошными критиками, водрузив режиссера на своеобразный пьедестал «больших надежд». От него всегда ждут чего-нибудь «эдакого», чтобы дух захватывало, и, надо сказать, обычно Нолан полностью удовлетворяет ожидания большинства зрителей. Главное, на чем построены его фильмы – сочетание, казалось бы, абсолютно нереальных обстоятельств сюжета с невероятной зрелищной реалистичностью. Впрочем, разве, не в этом состоит одна из прекрасных способностей кинематографа – доказывать, что все возможно?
Еще одна очевидно сильная сторона режиссера – безупречная работа с актерами. Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Гай Пирс, Аарон Экхарт, Хью Джекман – все они, безусловно, талантливые актеры, у Нолана переходят на новый уровень мастерства, не играя, а проживая жизни своих персонажей.
В одном из самых ожидаемых и многообещающих проектов этого лета, «интеллектуальном экш-триллере» «Начало», Нолан вновь собрал блестящий актерский ансамбль: тут вам и Леонардо ДиКаприо, и Марион Котийяр, и Джозеф Гордон-Левитт, и Кен Ватанабе, и Киллиан Мерфи, и Майкл Кейн. Даже, казалось бы, вечная Джуно, маленькая неформалка Эллен Пейдж пришлась вполне ко двору.
ДиКаприо в очередной раз досталась роль эмоционально неустойчивого героя. Хотя, казалось бы, в работе этому персонажу без внутренней стабильности ну никак не обойтись – Дом Кобб охотится за самыми сокровенными человеческими секретами, спрятанными в глубинах подсознания. При помощи нескольких коллег Кобб искусно проникает в чужие сны, а то и погружает жертв «подсознательного взлома» в свои собственные. Для этого необходим специальный архитектор сна (Пейдж), способный полностью выстроить в голове спящего многоуровневый лабиринт «сонной» действительности.
Естественно, такая специфическая деятельность не вполне легальна. Кобба давно разыскивают весьма серьезные враги. Еще одна издержка профессии – постепенное стирание граней между сном и явью. Для того, чтобы окончательно не потеряться во множестве реальностей, охотники за идеями носят с собой специальные тотемы, ощущение которых знакомо только им.
Новый клиент, влиятельный бизнесмен (Ватанабе), поручает  команде Кобба задание повышенной сложности – не украсть идею, а внедрить ее. Цена – возможность безопасного возвращения домой, опасность – тайны, спрятанные в подсознании самого похитителя снов.
Ведь, как известно, у каждого вора, особенно у самого лучшего, свои секреты. Есть такой и у Кобба: он подозревается в убийстве собственной жены Мэл (Котийяр). Когда-то супруги были лучшими архитекторами сна. Изучая проблему «сна во сне», они, в итоге, на 50 лет погрузились в волшебное забвение, и прожили целую жизнь в идеальном мире. Когда пришло время выбираться в реальность, Мэл уже не смогла отличать грезы от действительности, и, в результате, погибла. Теперь призрак  миссис Кобб, подкармливаемый чувством вины собственного мужа, надежно и надолго поселился у того в голове и планомерно разрушает все внутричерепные вселенные, построенные Коббом со товарищи.
Казалось бы, что может быть увлекательнее для любителей умной фантастики, чем история о нескольких переплетающихся в сознании героев реальностях и дилемме выбора между ними? Эта тема стала практически беспроигрышной классикой в современном кинематографе (вспомните хрестоматийную «Матрицу» или прошлогоднего «Господина Никто»). Но популярность таких сюжетов таит и определенного рода опасности: вся соль заигрываний с параллельными мирами состоит в том, чтобы самому в них не запутаться, при этом максимально запутав публику по ту сторону экрана. Это как игра режиссера со зрителем в три стакана и шарик: вроде бы, ты уверен, что шарик именно здесь, а он, странным образом, оказывается в совершенно другом месте. Такая подмена действительности превосходно удалась Нолану в «Престиже».
Вот только в «Начале» он аудиторию совсем не путает. Все пласты нереальных миров выстроены предельно подлинно и четко. Правда, в данном контексте это ощущается скорее как недостаток. Многие ходы очевидны еще задолго до того, как режиссер раскрывает их в ленте. В конце концов, ключевым остается один вопрос: истинна ли та реальность, в которую в итоге буквально выныривают герои? Тут-то и затаился долгожданный подвох: что, если все страдания и старания персонажей – очередной мираж?
Безусловно, картина поднимает вечный и важный философский спор о существовании действительности вне или внутри нашей головы. Только при такой любви кинематографистов к «подсознательной» теме простой апелляции к этому спору явно не достаточно. Показал ли, сказал ли Нолан о восприятии разумом реальности что-то такое, чего мы еще не видели и не слышали? Ответ отрицательный. Если только режиссер не решил сыграть со зрителем за пределами кинозала и продемонстрировать настоящие ребусы не в «Начале», а в «Середине» или даже в «Конце». Если так, касса и экстазы публики по поводу следующих фильмов ему обеспечены. Остается надеяться, что в рукаве у режиссера припрятаны тайны, которые зритель еще не разгадал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий