понедельник, 12 июля 2010 г.

Фильмы фестиваля "VOICES": Некто по имени Никто

Каждый раз, делая выбор, мы думаем: «А что бы случилось, если бы мы поступили по-другому?» Притча Жако Ван Дормеля «Господин Никто» дает нам возможность проследить все возможные вероятности, чтобы понять, что ни одна из них не лучше и ни хуже. Все принятые нами решения – лишь пути к очередному выбору.



Древний старик, страдающий провалами в сознании, просыпается в сияющей белой палате. Он не знает, где он, откуда он, как его зовут. В больнице его называют «Господин Памятник», потому что «память ни к черту». Другое имя старика – Nemo Nobody, Немо Никто.
Этот старик – последний смертный на Земле. Всем остальным уже обеспечена жизнь вечная, продлеваемая за счет специальных стволовых клеток, взращенных в милых домашних хрюшках.
Странный татуированный доктор погружает Немо в гипнотический сон, пытаясь отыскать в голове пациента воспоминания о том, кто же такой господин Никто. Вот мы видим Немо еще до рождения: пока дети не появились на свет, они знают все, что должно случиться с ними в будущем. Дети сами выбирают себе родителей. Немо выбрал тех, которым суждено было встретиться и полюбить друг друга по воле судьбы. Когда приходит пора появиться на свет, ангелы прикосновением пальца даруют новорожденным забвение – всем, кроме маленького Немо. Так он становится способным предвидеть грядущее.
Старик вновь приходит в себя в палате. Рядом с ним – робкий и любопытный журналист:

– Что вы делали до того, как люди стали бессмертными?
– Мы делали все то, что нельзя было делать в этом гадюшнике. И это было прекрасно!

Мы вновь погружаемся в детство господина Никто. Рядом с маленьким Немо – три прелестные девочки. Одна из них – Анна, его настоящая и единственная любовь, вторая половина, с которой его постоянно сталкивает и разлучает судьба. Другая – немного сумасшедшая, взбалмошная Эльза, внешне так похожая на маму Немо. Третья – Джин, случайная встреча с которой оборачивается решением связать с ней жизнь навсегда.
Вот мы видим, как расстаются родители Немо. Мальчик стоит на перроне и держится за руки мамы и папы. С кем ему остаться? С матерью? Жить вместе с ней и ее любовником, постоянно ссориться, но именно в этом доме влюбиться в первый раз и на всю жизнь? Или с отцом? Ухаживать за ним, когда он будет болен, мечтать о полете в космос и об ответном чувстве девушки, обожающей другого?

«Пока нам не приходится выбирать, мы можем делать все, что угодно».

Немо остается с отцом. Немо уезжает с матерью…
Сколько еще раз ему придется выбирать? Сколько раз на протяжении всей жизни мы делаем выбор? Действительно ли принятое нами решение – единственно возможное в рамках нашей реальности? Или мир состоит из тысяч вероятных реальностей, в каждой из которых мы можем выбрать что-то другое, использовать каждый наш шанс?
Может ли время быть неким «четвертым измерением»? Возможно ли, что после того, как Вселенная прекратит расширяться, она начнет сжиматься, и время пойдет назад? Неужели тогда мы вернемся туда, откуда начали наш путь – ведь, на какую бы тропу мы не свернули, всегда есть та развилка, на которой нам пришлось сделать свой первый выбор?
В новом фильме Жако Ван Дормеля, к слову, до этого не снимавшего аж тринадцать лет, – одни вопросы. Ответов очень мало. При этом всю картину можно, как по кирпичикам, разобрать на крылатые фразы и использовать, как жизненное философское пособие.
«Расемон», «Вечное сияние чистого разума», «Осторожно, двери закрываются», «Загадочная история Бенджамина Баттона», и, в сущности, даже «Матрица» – все эти фильмы ставили перед зрителем проблему соотношения таких понятий, как выбор, случай, судьба. Эти слова, такие разные, зачастую обозначают одно и тоже. Ведь главная проблема любой вероятности в том, что она никогда не бывает достаточно верной.
Господин Никто блуждает в лабиринтах своего сознания и в лабиринтах своих жизней – и мы, зрители, блуждаем вместе с ним, попутно все глубже забредая в лабиринты своей памяти, своих решений и своих трагедий. Ван Дормель, настоящий мастер полного погружения, показывает, что каждый из нас – отдельная Вселенная, что во всех нас живет множество измерений. Наши внутренние длина, ширина, высота, время… Наши реальности, каждая из которых – настоящая.
Кто же такой Немо Никто? Замкнутый мальчик, страдающий после развода родителей, выращенный в одном доме со своей извечной возлюбленной Анной? Романтик, которого безответно любимая Элиза просит развеять ее прах над марсианской пустыней? Прагматичный циник, живущий с нелюбимой женой Джин в богатом доме с красным лимузином и бассейном, в котором так и не научился плавать? Охотник за удачей, которого застрелят в ванной, приняв за другого? Заросший бродяга, заснувший на скамье у пирса? А может, он лежит в коме после страшной аварии? Или, погруженный в анабиотический сон, летит на Марс в далеком будущем? Или он – просто свихнувшийся от одиночества старик, доживающий свой век в прямом эфире телешоу, которое смотрит все бессмертное человечество?
Или – последний в мире человек, который сможет прожить свою жизнь в обратном порядке, с конца и до самого начала, от старости к молодости, и вернуть все свои воспоминания?
А может быть, он, как и весь окружающий его мир, просто существует в воображении 9-летнего мальчика, который никак не может выбрать между мамой и папой?
Решайте сами.

«Задавать новые вопросы - это один из способов на них отвечать» – Жако Ван Дормель в одном из интервью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий