среда, 16 июня 2010 г.

Фильмы, которые стоят того: Терри Гиллиам «Приключения барона Мюнхаузена» (1988 г.)

"Фильмы, которые стоят того" - самая субъективная рубрика провинциального киноблога. То кино, которое стоит 2-3-х часов потраченного на просмотр и пары месяцев (а то и больше) потраченного на раздумья времени.

Правдивые истории, девочка и смерть.


Кто: Терри Гиллиам, режиссер "Бразилии" и "Страха и ненависти в Лас-Вегасе".
Что: сатирическая страшная сказка для взрослых "Приключения барона Мюнхаузена"
Почему стоит смотреть: высмеивание рационального восприятия мира, причудливые декорации, летающая голова Робина Уильямса, молодая Ума Турман в роли богини Венеры.

Режиссер-сказочник, выдумщик и фантазер Терри Гиллиам задумал свою картину «Приключения барона Мюнхаузена», как завершающую часть своеобразной трилогии об этапах человеческой жизни. Если детство по Гиллиаму – волшебное путешествие во времени и пространстве в сатирической фантазии «Бандиты времени», а зрелость – безуспешная борьба человека с бюрократической системой в культовой антиутопии «Бразилия», то старость режиссер увидел, как удивительную сказку для взрослых о похождениях неугомонного барона.
Барон Мюнхаузен – ворчливый и вспыльчивый старик, который почует своими «правдивыми» воспоминаниями жителей города, осажденного свирепыми турками. Только разве горожанам есть дело до россказней «старого безумца» и «горохового шута», когда в крепости царят голод и смерть? Верит Мюнхаузену только дочь директора местного театра, маленькая Салли. Именно вместе с ней барон и отправляется в очередное путешествие – на поиски своих волшебных слуг, чтобы спасти гибнущий город.
Приключения Мюнхаузена, конечно, не обходятся без сражений с самыми невероятными персонажами. Гиллиам, тонкий сатирик еще со времен своего участия в комедийной группе «Монти Пайтон», сделал врагами барона странных, гротескных героев. Чего стоит, например, король Луны (в исполнении великолепного комика Робина Уильямса), тело которого рвется к удовлетворению плотских утех, а ненавидящая туловище голова мечтает парить в облаках и размышлять о возвышенном. Римский бог Вулкан с одной стороны – подкаблучник своей супруги Венеры, а с другой – жесткий капиталист, создающий в своей кузнице ядерную ракету. Кровожадный турецкий султан – страстный поклонник оперы, для своего музицирования использующий аппарат, внутри которого звуки издают измученные пленники.
Главный же антагонист барона, первое лицо города, мистер Горацио Джексон - олицетворение «эпохи разума». Он считает, что «мир может основываться только на здравом смысле и научном принципе». Жизнь мистера Джексона, а значит, и жизнь вверенного ему города, подчиняется строгим правилам, доведенным до полнейшего абсурда. Он может казнить солдата за нерациональную храбрость, может отменить все меры по спасению крепости просто потому, что сегодня среда, может даже убить человека за то, что тот отказывается жить в реальном мире.
Для барона Мюнхаузена такая зрелая, рациональная реальность – «полная галиматья». Он способен отправиться на Луну на воздушном шаре, сделанном из дамских панталон, вытянуть за волосы себя и своего коня из морской пучины, и даже победить саму смерть. На старика омолаживающее действуют приключения, и единственное, что способно сломить его дух – неверие в его истории. Он не может существовать в том мире, где царят логика и здравый смысл, где больше нет места «для циклопов с тремя ногами из южных морей».  
Настаивая на схожести воображения стариков и детей (одни рассказывают сказки, а другие в них верят) Терри Гиллиам проводит параллели между маленькой Салли и стариком-бароном. Оба они упрямы, храбры и верят в чудеса. Но если перед девочкой лежит все будущее, то век барона подходит к концу: на протяжение всей картины за ним по пятам следует смерть.
Ангел смерти – один из центральных образов фильма. Он появляется перед зрителем с первых кадров, в виде парящей над погибающим городом скульптуры на стене местной ратуши. И сколько бы раз бравый барон не перехитрил смерть, в итоге она приходит к нему, посланная коварным выстрелом побежденного рационалиста Джексона.
Впрочем, Гиллиам легко играет и со зрителем, и с реальностью, в итоге превращая все действие фильма, в том числе гибель Мюнхаузена, в очередной фантастический рассказ барона. И эта сказка рождает в горожанах такую веру, что они открывают ворота осажденной крепости и видят, что все враги давно побеждены.
Вообще в картине постоянно переплетаются несколько условных реальностей: жизнь разрушенного города, театральный спектакль о бароне Мюнхаузене и его приключения. В прошлом художник-аниматор, Гиллиам огромное внимание уделяет визуальному наполнению своей работы, создавая причудливый мир-театр конца XVIII века (что отметила и американская киноакадемия, номинировав ленту на премию «Оскар» за художественное оформление, костюмы, грим и визуальные эффекты). Персонажи фильма подчеркнуто-карикатурны и кукольны. Голова короля Луны крепится к телу на шарнирах, а гордый длинноносый профиль Мюнхаузена вылеплен со знаменитой гравюры Гюстава Доре. Верные слуги барона как две капли воды похожи на актеров городского театра, декорации сцены имитируют развалины крепости. Самые жуткие чудовища – трехглавый боевой орел короля Луны, кашалот, проглотивший барона и его друзей, и даже сама смерть, при пристальном рассмотрении превращаются всего лишь в марионеток на деревянных и металлических каркасах.
В конце концов, режиссер приглашает зрителей в увлекательное путешествие, в котором смешались правда, ложь и воображение. И он дает нам право свободного выбора: поверить в сказку, как это сделал бы старик или ребенок, или подвергнуть ее взрослому, логическому анализу.
Сказка для Терри Гиллиама – способ борьбы с той реальной, жестокой действительностью, которая губит в человеке наивность и способность просто верить в чудесное, не ища ему разумных объяснений. Получается, что даже в мире современного, искушенного зрелищами зрителя, сказка по-прежнему не умирает, пока в нее верят и пока ее рассказывают. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий